основы без

СОДЕРЖАНИЕ
№п/п

Стр.
Содержание

I Целевой раздел
1.1

Пояснительная записка

2
3
3

1.1.1 Цели и задачи реализации Программы

3

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.2

Целевые ориентиры на этапе завершения программы

6

1.3

Планируемые результаты освоения Программы

6

II Содержательный раздел
2.1

Содержание основных разделов программы

6
6

2.2

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы 26
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

2.3

Перспективное планирование работы

26

2.4

Способы проверки освоения содержания программы

32

2.5.

Взаимодействие с семьями воспитанников

34

III Организационный раздел

35

3.1

Организация развивающей пространственной среды

35

3.2.

Материально-техническое обеспечение Программы

35

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» МКДОУ «Крайновский
детский сад» сориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых
человеком нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности
здорового образа жизни, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения
дома, на улице, в транспорте. Программа имеет социально- личностное направление.
Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в
различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома,
поэтому нашей главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и
ответственности. В связи с этим, больше внимания надо уделять организации различных
видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения,
опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на
практике.
Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания
у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержит
комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в старшем дошкольном возрасте
самостоятельности и ответственности за свое поведение, становлению основ экологической
культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

1.1.1 Цели и задачи реализации Программы
Цели программы- сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно
вести себя в опасных ситуациях
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

• создание условий для формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения;
• осуществление систематической работы с детьми по формированию знаний об осторожном

•
•

обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми
людьми, ценностей здорового образа жизни, знаний о правилах безопасного поведения во
дворе, на улице, в общественном транспорте;
вовлечение родителей в педагогический процесс по формированию навыков безопасного
поведения у детей;
повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании у детей знаний о
правилах безопасного поведения.

Срок реализации: 4 года.
Первый, второй год - младшая группа (четвертый- пятый год жизни).
Третий,четвёртый год обучения - старшая группа (шестой –седьмой год жизни).

Формы и режим НОД
Основной формой реализации содержания программы является НОД (непосредственно
образовательная деятельность) и ситуации общения в процессе совместной деятельности с
воспитателем в режимные моменты. НОД может планироваться по выбору педагога 1 раз в
месяц в разделе «Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, природе» или
по принципу комплексно-тематического планирования, когда под тему безопасность отводится
специально выделенная тема.
В младшей группе НОД - 15 мин., старшей группе продолжительностью не более 25 минут.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного
соблюдения основных ее принципов:
Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам.
Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от
представленных в нем определенных источников опасности.
Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при
гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные
занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры,
театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы
работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно
выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами (каждый день в
течение недели с последующим перерывом в две-три недели). Однако независимо от
выбранного ритма следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время
карантина, когда детей мало, основное содержание программы давать не следует, можно лишь
закреплять пройденный материал.
Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все
спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут
потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации,
привлечение соответствующей художественной литературы.

Принцип сезонности. По возможности следует использовать местные условия, поскольку
значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой (например,
разделы, предусматривающие знакомство детей со съедобными и несъедобными грибами и
ягодами, рассматривание через лупу или микроскоп талой воды). Если в зимний период можно
ограничиться дидактическими пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес,
парк с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления
соответствующего материала.

Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и
сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у
городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как
обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И
наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к
правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми.
Иными словами, у каждого ребенка существует свой опыт осознания источников опасности, что
определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его
неосведомленность в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в
процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.
Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание
обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми
младшего дошкольного возраста, другие — для среднего, третьи — для старших дошкольников.
Второй путь — одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в
разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы,
соответствующие возрастным особенностям детей.)
Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная,
так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом ее содержание
органично вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего это
касается занятий, но изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с
окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также
нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.
Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации педагогического
процесса дошкольного учреждения. Вместе с тем, для большей эффективности следует
использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и
развлечения, так и отдельные режимные моменты, например, гигиенические и оздоровительные
процедуры). Иными словами, предлагаемая программа не должна быть искусственной
надстройкой, ее следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический
процесс.
Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и
специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и
последовательно развертывать определенные темы. Например, инструктор по физической
культуре, комментируя физические упражнения, рассказывает об их пользе, опираясь на уже
имеющиеся у детей сведения о строении организма человека. Педагог по изодеятельности в
содержание отдельных занятий включает такие темы, как ядовитые растения, опасные ситуации,
связанные с контактами с другими людьми.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного
учреждения и семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей,
которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но
и выступать активными участниками педагогического процесса.

1.2 Целевые ориентиры на этапе завершения программы
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в различных видах детской активности;
- ребенок научился ориентироваться в окружающей его обстановке и умеет оценивать
отдельные элементы обстановки с точки зрения « Опасно- неопасно»
- ребенок научился быть внимательным, осторожным и предусмотрительным
- ребенок сформировал важный алгоритм восприятия и действия, которые лежат в основе
безопасного поведения;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
- ребенок готов к самосохранительному поведению, развито умение анализировать
обстановку, прогнозировать последствия своих действий.

1.3. Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы ребёнок по разделу «Ребёнок и другие люди»:
- знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий незнакомого взрослого
на улице;
- знает, что нельзя входить в подъезд дома с незнакомым взрослым; нельзя одному входить в
подъезд, лифт; знает, как правильно вести себя, если чужой пытается войти в квартиру,
при разговоре с незнакомым по телефону;
- умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную ситуацию;
- «знает, что доверят можно только близким людям; лучше не вступать в разговор с
незнакомцем, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в
машину.
по разделу «Ребёнок и природа»:
- различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения;
знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники;
- имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие
способствуют её восстановлению;
- знает правила поведения при контакте с животными.
по разделу «Ребёнок дома»:
-называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться. А также предметы, которыми
следует пользоваться осторожно;
- имеет представление о том, что опасные предметы должны храниться в специально
отведённых местах;
-знает правила поведения при пожаре; имеет представление об истории пожарной службы;

-умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»;
- знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть
там.
по разделу «Здоровье ребёнка»:
- знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;
- знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно обращаться к врачу, о
важности прививок для профилактики заболеваний;
- имеет представление о назначении и работе пищеварительной системы, о назначении
мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями
движения различных частей тела;
- понимает, что здоровье зависит от правильного питания; называет полезные продукты;
- имеет представление о характерных особенностях профессиональной одежды; об основном
назначении одежды человека, в зависимости от времени года, его занятий в данное
время;
- знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно соблюдать
правильный режим дня;
- имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для здоровья.
по разделу «Эмоциональное благополучие ребенка»
-осознанно воспринимает свои чувства, желания, выражает их понятным другим людям
образом
-знает способы выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового
решения.
по разделу «Ребёнок на улице»
- имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте;
-соблюдает элементарные правила поведения на улице, элементарные правила дорожного
движения;
-понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
-узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка
общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской
помощи»;
-различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход
«Зебра»;
-знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила при этом нужно
соблюдать
-знает, что если потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому
взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.
II. Содержательный раздел
Для решения поставленной цели в МКДОУ «Крайновский детский сад» сделано следующее:
-Определено содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в
окружающем мире;
-Разработаны формы организации деятельности с педагогами, детьми, родителями;
-Разработана система планирования;

-Подготовлены наглядно-дидактические материалы;
- Подготовлено методическое обеспечение данного направления работы.
2. 1 Содержание основных разделов программы
Раздел 1
Ребенок и другие люди
В раздел «Ребенок и другие люди» включено особое содержание, которое отражает общие
изменения, происходящие в нашей жизни. Ребенок должен понимать, что общение с другими
людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с
незнакомыми людьми. Особо рассматриваются типичные опасные ситуации контактов с
незнакомыми людьми, когда взрослый уговаривает ребенка пойти или поехать с ним, обещая
что-то показать или подарить, угощает чем-либо или проявляет насильственные действия по
отношению к ребенку (хватает за руку, затаскивает в машину и т.д.). При этом детей учат
приемам защитного поведения - громкий крик, призывы о помощи («Помогите, чужой
человек»), привлечение внимания окружающих иными способами. Важно объяснять детям (и
отрабатывать в ходе специальных тренингов) поведение ребенка в подобных ситуациях, чтобы
окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими
капризами.
Опасность может подстерегать ребенка не только на улице, но и дома - и об этом ребенок
должен быть предупрежден: не входить в подъезд одному, без родителей не открывать дверь
чужим, даже если они действуют якобы от лица родителей. С детьми проводятся игровые
тренинги, в которых разыгрываются разные жизненные ситуации и подкрепляются сказочными
сюжетами («Волк и семеро козлят»).
Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими
людьми.
1.1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Педагог рассказывает
об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей уже сложились
собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными. Так, большинство
детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые.
Некоторые дети думают, что опасность представляют прежде всего мужчины («дядя с
бородой»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут
причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Поэтому
целесообразно провести с детьми беседу о нередком несовпадении приятной внешности и
добрых намерений.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно использовать примеры
из знакомых им сказок и литературных произведений (например, в «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина злая мачеха посылает свою служанку,
которая прикинулась доброй старушкой, чтобы она дала царевне отравленное яблоко; Золушка
была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй; Чудище в «Аленьком
цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем). С более старшими детьми имеет смысл
организовать беседу с приведением примеров из их собственного жизненного опыта.
1.2.Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Необходимо специально
рассмотреть типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми.

Примеры.
-Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку,
конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что
он действует по их просьбе.
-Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься.
-Взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым или дарит игрушку.
Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми можно предложить детям
специально подготовленные игры-драматизации, при этом для профилактики невротических
реакций и появления страхов следует использовать образы сказочных персонажей или сказки о
животных с благополучным окончанием.

1.3. Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
Следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения взрослого
(хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо
строение) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное
поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что
при возникновении опасности им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая
внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»
Цель педагога — научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе,
правильно себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с
обычными детскими капризами.

1.4. Ребенок и другие дети, в том числе подростки. Ребенку нужно объяснить, что он
должен уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его
в опасную ситуацию, например, пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер;
забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте;
«поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в
чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию.
Если «чужой» приходит в дом. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут
подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному,
без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому, даже если у
незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает,
как их зовут, и действует якобы от их имени. Целесообразно разыграть разные ситуации:
ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со
взрослыми. В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры»,
привлекательные обещания.
1.3. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться соответствующими
сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят».
1.4. Ребенок как объект сексуального насилия. Дома и на улице дети могут стать
объектом сексуального насилия.
Как должен вести себя педагог, если это уже произошло и ребенок доверил ему свою
тайну? Прежде всего похвалить ребенка за откровенность, дать понять, что ему верят и его
понимают. Нельзя показывать свой испуг, гнев, смятение или отвращение. Лучше воздержаться

от обвинений в адрес того, кто совершил насилие, так как это может быть человек, к которому
ребенок несмотря ни на что относится с любовью и доверием. Необходимо с пониманием
встретить просьбу ребенка сохранить рассказанное в тайне, объяснив, что с помощью других
людей можно прекратить случаи насилия в интересах и ребенка, и насильника, и принять
промежуточное решение, например: «Давай вернемся к этому через некоторое время, а пока
разговор останется между нами» . Держать слово можно только до тех пор, пока необходимость
прекращения ситуации, в которой находится ребенок, не станет очевидной. В этом случае его
надо поставить в известность, когда и почему обещание хранить секрет может быть нарушено.
Педагог должен осознать, что, возможно, он является единственным взрослым, знающим о
происходящем с ребенком, и несет за него ответственность. Если он поймет, что бессилен
справиться сам, то необходимо обратиться за помощью к компетентным людям
(психотерапевту, психологу).
Если ребенок расскажет об акте насилия или жестокости в группе, то желательно, чтобы
педагог занял следующую позицию:
-отреагировал как можно более нейтрально;
-дал ребенку понять, что ему поверили;
-защитил ребенка от возможных негативных реакций других детей. Однако чаще всего
дети никому не рассказывают о сексуальном насилии. Они могут находиться во власти более
сильного человека, испытывать страх, чувство одиночества, иногда становятся недоверчивыми
или агрессивными. Поэтому педагогу следует с вниманием отнестись к следующим
отклонениям в поведении ребенка (особенно если они наблюдаются в сочетании):
- внезапным изменениям в поведении (обычно спокойный ребенок становится чрезмерно
возбужденным, агрессивным или, наоборот, обычно активный становится вялым,
стремится к изоляции, избегает контактов с другими детьми);
-признакам недосыпания, переутомления, нарушения концентрации внимания (не
связанным с перенесенной болезнью);
-чувству страха по отношению к близким взрослым (отцу, брату, матери, соседу);
-сильным реакциям испуга или отвращения при физических контактах с каким-либо
взрослым;
- чрезмерному интересу к вопросам секса;
-отрицательному отношению к собственному телу;
-чрезмерному стремлению к положительной оценке (приспособленчество, уход от любых
конфликтов, гипертрофированная забота обо всем и обо всех);
-повторяющимся жалобам на недомогание (головная боль,
-неприятные ощущения в области половых органов, мочевого пузыря) и плохому
настроению.
Оказание помощи детям, подвергшимся сексуальному насилию, и их родителям
невозможно без специальной экспертизы и лечения, поэтому задача педагога сводится к
поддержке ребенка и последующему обращению к соответствующим специалистам: медикам,
психологам.

Раздел 2
Ребенок и природа
Содержание «Ребенок и природа» позволяет донести до детей представления о взаимосвязи
и взаимодействии всех природных объектов. Земля - наш общий дом, а человек -часть природы.
Детей знакомят с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняют, какухудшение
экологических условий сказывается на живой природе (уничтожаются леса,истребляются звери,
птицы, рыбы, загрязняются вода и почва), а в свою очередь все это представляет определенную
угрозу здоровью человека.
2.1.В природе все взаимосвязано. Педагогу необходимо рассказать детям о взаимосвязях
и взаимодействии всех природных объектов. При этом дети должны понять главное: Земля —
наш общий дом, а человек — часть природы (например, можно познакомить их с влиянием
водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений). Для этой
цели можно использовать книжку-пособие «Окошки в твой мир», соответствующую литературу
(«Все на свете друг другу нужны» Б. Заходера).
2.2.Загрязнение окружающей среды. Детей следует познакомить с проблемами
загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается
на человеке и живой природе, рассказать о том, что человек, считая себя хозяином Земли,
многие годы использовал для своего блага все, что его окружало (леса, моря, горы, недра,
животных и птиц), однако он оказался плохим хозяином: уничтожил леса, истребил многих
зверей, птиц, рыб; построил заводы и фабрики, которые отравляют воздух, загрязняют воду и
почву.
2.3. Ухудшение экологической ситуации. Ухудшение экологической ситуации
представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить детям, что
выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи,
мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.
Детям младшего возраста можно, например, напомнить известную сказку о сестрице
Аленушке и братце Иванушке
(«Не пей из копытца — козленочком станешь»), которая поможет им осознать, что
употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.
С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно организовать опыты с
микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, то содержится в воде. Это
способствует формированию чувства брезгливости к «грязной» воде.
Надо рассказать детям о
традиционно чистые источники
водопровод (особенно весной),
предварительной ее обработки
фильтрации).

том, что небезопасными для здоровья стали также такие
питьевой воды, как колодцы, проточные водоемы, реки,
поэтому не следует пить воду где бы то ни было без
(длительного отстаивания с последующим кипячением,

2.4. Бережное отношение к живой природе. Задача педагога научить детей
ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц
зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует забывать и
об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с
животными.

2.5. Ядовитые растения. Педагог должен рассказать детям о ядовитых растениях,
которые растут в лесу, на полях и лугах, вдоль дорог, на пустырях. Для ознакомления с этими
растениями можно использовать картинки, другие наглядные материалы. Детям следует
объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд
(ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например
кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.
Дети должны узнать, что существуют ядовитые грибы, и научиться отличать их от
съедобных. Следует объяснить им, что никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром
виде. Даже со съедобными грибами в последние годы происходят изменения, делающие их
непригодными для еды. Особой осторожности требуют консервированные грибы, которые
детям дошкольного возраста лучше вообще не употреблять в пищу.
Для закрепления этих правил полезно использовать настольные игры- классификации,
игры с мячом в «съедобное — несъедобное», соответствующий наглядный материал, а в летний
сезон — прогулки в лес, на природу.

2.6. Контакты с животными. Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя
делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но
нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котенка или
собаку, играть с ними, но при этом учитывать, что каждое животное обладает своим характером,
поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам.
Особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые впервые
оказались в сельской местности. Им надо объяснить, что любые животные с детенышами или
птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать.
И, конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.

2.7. Восстановление окружающей среды. Как известно, одним из факторов
экологической безопасности является работа по восстановлению и улучшению окружающей
среды. Педагог должен создать соответствующие условия для самостоятельной деятельности
детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за животными и растениями,
высаживание деревьев и цветов, уборка мусора на участке, в лесу). Необходимо объяснить
детям, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно
сказывается на здоровье человека, животных., состоянии растений. Для закрепления навыков,
полученных при непосредственной деятельности в созданных практических ситуациях, можно
использовать игровой и дидактический материал.
Раздел 3
Ребенок дома
Раздел «Ребенок дома» раскрывает содержание работы педагога с детьми по ознакомлению
спредметами домашнего быта, представляющими потенциальную опасность для
детей.Выделяются три группы предметов, взаимодействие с которыми в той или иной степени
опаснодля жизни и здоровья детей:
-Предметы, которыми могут пользоваться только взрослые. Это спички,

газовая плита, печка, электрическая розетка, некоторые электроприборы, а
также открытые окна и балконы. Ни при каких условиях ребенок не должен
самостоятельно пользоваться этими предметами. Здесь уместны прямые запреты, дополняются
они объяснениями последствий от неумелого обращения.
-Предметы (иголка, ножницы, нож, вилка), требующие в зависимости от возраста детей
организации специального обучения и выработки навыка пользования.
-Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах: бытовая
химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие
инструменты. Правила хранения и недопустимость взаимодействия детей с этими
предметами являются содержанием работы педагогов с родителями.
3.1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для
детей, делятся на три группы:
-предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты,
печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
-предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно
обращаться (иголка, ножницы, нож);
-предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая
химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие
инструменты).
Из объяснений педагога ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут
пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких
обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к
включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться
объяснениями, примерами из литературных произведений (например «Кошкин дом»
С.Маршака), играми-драматизациями.
Для того чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо
организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в
зависимости от возраста детей).
Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их
хранения являются содержанием совместной работы педагогов и родителей.

3.2. Открытое окно, балкон как источник опасности. Педагог должен обратить
внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и
балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить
без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.
3.3.Экстремальные ситуации в быту. В ряде зарубежных программ существуют
специальные разделы, направленные на обучение детей дошкольного возраста поведению в
экстремальных ситуациях в быту (например, уметь пользоваться телефоном в случаях
возникновения пожара, получения травмы;

уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом
преступников; уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое
одеяло).
В отечественной педагогической практике этот опыт пока не получил широкого
распространения. К его использованию нужно подходить избирательно, с учетом российских
условий. Так, обучение пользованием телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи»,
милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Вместе с тем дети должны уметь
пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых. Это может понадобиться детям на
практике в экстремальной ситуации, когда ребенок просто испугался чего-либо или кого-либо.
Педагогам следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации:
в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в
телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться
настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга,
проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут
возникнуть у ребенка.
Раздел 4
Здоровье ребенка
Содержание раздела «Здоровье ребенка» направлено па формирование у ребенка
представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое
тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
Важно привить детям привычку к занятиям физкультурой и спортом, используя эмоционально
увлекательные формы. Педагог должен способствовать формированию у детей понимания
ценностей здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности
физической активности и личной гигиены, о значении профилактики заболеваний, о различных
видах закаливания и оздоровительных мероприятиях: дыхательной гимнастике, воздушных и
солнечных ваннах, витаминотерапии, гимнастике.
В доступной форме детям рассказывают о том, как свежий воздух, вода, солнце, ветер
помогают при закаливании организма.
Педагог должен рассказать, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о
здоровье окружающих, соблюдая правила гигиены (мыть руки после туалета, при кашле и
чихании прикрывать рот и нос рукой или носовым платком).
Детям сообщают элементарные сведения об инфекционных болезнях и их возбудителях.
Предлагают под микроскопом рассмотреть капельку слюны и находящиеся в ней
микроорганизмы. Объясняют ребенку, почему поднимается температура тела и о чем это
свидетельствует, почему необходимо своевременно обращаться к врачу и выполнять все его
предписания по приему лекарств.
Педагог знакомит детей с правилами первой медицинской помощи при травмах (порезах,
ожогах, ссадинах, укусах и др.), объясняет, что при этом необходимо обратиться к взрослому за

помощью и рассказать ему все, что произошло. Обсуждают с детьми, какую первую помощь
каждый может оказать себе сам (растереть обмороженное место рукавичкой: пошевелить
пальцами, попрыгать, если замерзли ноги: переодеться, если промок; приложить холодный
компресс, если ушиб ногу, руку, и т.п.).
4.1.Здоровье — главная ценность человеческой жизни. Педагогу необходимо
объяснить детям, что здоровье — это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет
быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть
с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Плохое
самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого
настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться
заботиться о нем, не вредить своему организму.

4.2. Изучаем свой организм. Педагог знакомит детей с тем, как устроено тело человека,
его организм. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывает об
анатомии и физиологии, основных системах и органах человека (опорно-двигательной,
мышечной, пищеварительной, выделительной системах, кровообращении, дыхании, нервной
системе, органах чувств).
Малышам, например, предлагает показать, где находятся руки, ноги, голова, туловище,
грудная клетка. Обращает их внимание на то, что тело устроено так, чтобы мы могли занимать
вертикальное положение: голова — вверху (в самом надежном месте); руки — на полпути (ими
удобно пользоваться и вверху, и внизу); ноги — длинные и крепкие (удерживают и передвигают
все тело); в самом низу — ступни (опора). В левой стороне туловища расположен
замечательный механизм, который помогает нам жить, — сердце, защищенное грудной клеткой.
Рассказывая о кровообращении, детям предлагается послушать, как бьется сердце,
объясняется, что оно сжимается и разжимается, работает, как насос, перегоняя кровь. Когда мы
устаем, нашему организму нужно больше крови, и биение сердца ускоряется; если же мы
спокойны, то тратим намного меньше энергии, и сердце может отдохнуть и биться медленнее.
Детям предлагается проверить на себе, как работает сердце после физических упражнений, в
состоянии покоя, после сна.

4.3. Прислушаемся к своему организму. Целью познания ребенком своего тела и
организма является не только ознакомление с его устройством и работой. Важно сформировать
умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать,
вовремя реагировать на сигналы «хочу есть», «хочу спать», «нуждаюсь в свежем воздухе».
Во время проведения режимных моментов важно обратить внимание ребенка на его
самочувствие, внутренние ощущения, свидетельствующие, например, о чувстве голода, жажды,
усталости, рассказать о способах устранения дискомфорта (пообедать, попить воды, прилечь
отдохнуть).

4.4. О ценности здорового образа жизни. По традиции педагоги используют различные
формы организации физической активности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия,
физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на
воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники, дни здоровья. В
соответствии с новыми тенденциями в работе дошкольных учреждений организуются

спортивные секции, клубы, проводится обучение детей плаванию. Эти новые формы работы (в
том числе с привлечением родителей) необходимы для формирования у детей правил
безопасного поведения и здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом не должны
быть принудительными и однообразными. Важно использовать эмоционально привлекательные
формы их проведения: музыкальное сопровождение, движения в образе (прыгаем, как зайчики;
убыстряем темп: за деревом показалась лисичка), красочные атрибуты (цветы, ленты, обручи),
обращая внимание детей на красоту и совершенство человеческого тела, на получаемое
удовольствие от движения.
Физическое воспитание ребенка важно не только само по себе: оно является важным
средством развития его личности. Педагог должен способствовать формированию у детей
осознания ценности здорового образа жизни, развивать представления о полезности,
целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. Например, при
проведении физкультурных занятий внимание детей обращается на значение того или иного
упражнения для развития определенной группы мышц, для работы различных систем организма.
Педагог поддерживает у детей возникающие в процессе физической активности положительные
эмоции, чувство «мышечной радости».

4.5. О профилактике заболеваний. Для формирования ценностей здорового образа
жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний: разных видах
закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витамино-, фито- и
физиотерапиях, массаже, коррегирующей гимнастике. Дети не должны выступать лишь в
качестве «объектов» процедур и оздоровительных мероприятий. Они должны осознать, для чего
необходимо то или иное из них, и активно участвовать в заботе о своем здоровье. В доступной
форме, на примерах из художественной литературы и жизни, детям следует объяснить, как
свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма, как воздействуют
различные «лечебные» запахи, что происходит с организмом человека во время массажа.
4.6.О навыках личной гигиены. Необходимо формировать у детей навыки личной
гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, педагог обращает внимание детей на
его сложность и хрупкость, а также объясняет необходимость бережного отношения к своему
телу, ухода за ним. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться. Важно,
чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого
ребенка, приносящие большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить
здоровье.
Объясняя ребенку, для чего следует чистить зубы, можно рассказать о мельчайших
невидимых глазом микроорганизмах — микробах, которые являются возбудителями некоторых
болезней. Если в зубе образовалась дырочка (кариес) или пища попала в щель между зубами —
это готовый «домик» для микробов. Вот почему необходимо чистить зубы утром и вечером.
Полезно также с помощью лупы или микроскопа показать детям, какое множество самых
различных бактерий «живет» на руках, прячется под ногтями. Тогда они никогда не будут
забывать мыть руки перед едой, стричь и чистить ногти.
4.7.Забота о здоровье окружающих. Педагог должен рассказать детям о том, что
следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Это связано
с тем, что болезнь может передаваться от одного человека другому по воздуху или от

прикосновения. Например, чихая и кашляя, человек разбрызгивает большое количество капелек
слюны (до 40 тыс.), которые разлетаются на большое расстояние (более 3 м). Они могут долго
находиться в воздухе, потом опускаются на пищу, другие предметы, их вдыхают находящиеся
рядом люди. Если ребенок или взрослый нездоров (например заболел гриппом), то окружающие
могут от него заразиться, так как в капельках слюны находятся микробы, поэтому при кашле и
чиханье надо прикрывать рот и нос рукой или носовым платком.

4.8. Поговорим о болезнях. Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь.
Полезно дать им возможность рассказать друг другу все, что они знают о болезнях, как они себя
чувствовали, когда болели, что именно у них болело (горло, живот, голова). Педагог знакомит
детей с хроническими заболеваниями, учит их считаться с недомоганием и плохим физическим
состоянием другого человека, инвалидностью. Рассказывая о слепоте или глухоте, можно
попросить ребенка закрыть глаза, уши — для того, чтобы он на собственном опыте
почувствовал то, что испытывают слепые и глухие, и научился сострадать им.
4.9. Инфекционные болезни. Педагог сообщает детям элементарные сведения об
инфекционных болезнях, рассказывает об их возбудителях: микробах, вирусах, бациллах.
Предлагает под микроскопом рассмотреть, например, капельку слюны и находящиеся в ней
микроорганизмы. Рассказывает о том, что в крови есть лейкоциты, которые борются с
проникшими в организм микробами. (Можно использовать форму сказки, привлечь
собственный опыт ребенка.) Чтобы объяснить, почему поднимается температура тела и о чем
это свидетельствует, рассказывает, что когда в кровь поступает слишком много вредных
микробов, защитные силы организма вступают с ними в борьбу. В месте «боя» лейкоцитов с
микробами сразу становится жарко, и тогда повышается температура. Возможно, дети и сами
замечали, что сильно расцарапанное место краснеет и воспаляется, становится горячим. Значит,
там началась «яростная битва» защитников организма с проникшими в него «врагами». А если
«враги» все-таки прорвутся через защитный заслон и борьба распространится дальше,
поднимается температура всего тела. Вот почему, придя к больному, врач прежде всего
справляется о его температуре.
4.10. Врачи — наши друзья. Педагог рассказывает детям, что врачи лечат заболевших
людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми. Объясняя, почему необходимо
своевременно обращаться к врачу, педагог использует примеры из жизни, из художественных
произведений (например «Доктор Айболит»). При этом важно научить детей не бояться
посещений врача, особенно зубного, рассказать о важности прививок для профилактики
инфекционных заболеваний.
Дети часто не умеют объяснить причину своего недомогания, рассказать о том, что они
чувствуют, переживают, поэтому следует их научить обращаться к взрослым при возникновении
ощущения плохого самочувствия и правильно рассказать о том, что именно и как его беспокоит
(болит голова, стреляет в ухо). Для этого полезно организовывать специальные игры (с другими
детьми, куклами, мягкими игрушками), в которых ребенок выступал бы попеременно в роли
врача и пациента, произнося соответствующие слова и «обучаясь» роли больного.

4.11. О роли лекарств и витаминов. Обсуждая с детьми вопросы профилактики и
лечения болезней, педагогу следует сообщить детям элементарные сведения о лекарствах:
какую пользу они приносят (как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в
организм, усиливают его защиту) и какую опасность могут в себе таить (что может произойти

из-за неправильного употребления лекарства). Дети должны усвоить, что лекарства
принимаются только при соответствующем назначении врача и только в присутствии взрослых.
Никаких «чужих» лекарств (маминых, бабушкиных) брать в рот и пробовать нельзя.
В рамках обсуждения необходимости профилактики болезней педагог рассказывает
детям о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания. Он также
рассказывает им о том, какие продукты наиболее полезны, а какие вредны. Например: «У того,
кто ест фрукты и сырые овощи, как правило, хорошее самочувствие, чистая кожа, изящная
фигура: овощи и фрукты — главные поставщики витаминов, минеральных солей,
микроэлементов, в том числе железа и кальция, необходимых для костей, зубов, крови.
Конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, вредны для здоровья». При
этом можно рассказать детям сказку о сладкоежке, у которой заболели зубы.

4.12. Правила оказания первой помощи. Педагог знакомит детей с правилами

поведения при травмах: при порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью
к взрослым; обязательно рассказать о том, что случилось, если обжегся, ужалила пчела или оса,
если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову.
Первую помощь ребенок может себе оказать и самостоятельно:
закружилась голова на солнце — скорее присесть или прилечь в тени и позвать взрослых;

сильно озябло лицо на морозе — растереть его легонько шарфом, рукавичкой, но не
снегом;
озябли ноги — побегать, попрыгать, пошевелить пальцами;
промочил ноги — переодеться в сухое, не ходить в мокрых носках, обуви.
Каждое из этих правил может стать темой специальной беседы, основанной на опыте
детей, игры-драматизации, сценки кукольного театра.
Раздел 5
Эмоциональное благополучие ребенка
Основным условием работы по разделу «Эмоциональное благополучие ребенка» авторы
считают профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду,
создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением,
открытым и доброжелательным общением.
Негативное влияние на эмоциональное состояние оказывают возникающие у детей
страхи (боязнь темноты, животных, посторонних людей, сказочных персонажей и даже
состояние оказаться в центре внимания и т.п.). Поэтому авторы программы ориентируют
взрослых на внимательное отношение к этим явлениям у детей, предлагая им рассказать о своих
переживаниях. Вместе с тем важно предостерегать детей от реальных опасных ситуаций: весной
ходить по тонкому льду, купаться без присмотра взрослых, перебегать улицу в неположенном
месте и т. д.
Важно научить детей способам выхода из конфликтной ситуации, не доводя дело до ссор
и драк.
Необходимо также создавать условия для профилактики возникновения конфликтных
ситуаций (использовать беседу, игру-драматизацию), научить детей осознанному восприятию

своих чувств, желаний, умению выражать их соответствующим образом, понятным
окружающим людям, а также спокойно относиться к желаниям и суждениям других детей.

5.1. Психическое здоровье. Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей
(зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости), педагоги дошкольных учреждений до
конца еще не осознали значения психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
А ведь проводя в детском саду большую часть времени и находясь в постоянном контакте со
сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьезные психические нагрузки. Основным
условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной
атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и
благожелательным общением.
5.2. Детские страхи. На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто
оказывают страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед
каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких),
поэтому очень важно, чтобы педагог:
- относился к этим страхам серьезно, не игнорируя и не умаляя их;
-давал детям возможность рассказывать, чего они боятся, избегая при этом
оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?»);
-помогал детям выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда...»);
-рассказал о собственных детских страхах;
-давал описания реально опасных ситуаций (опасно ходить весной по тонкому льду
на реке, перебегать улицу в неположенном месте);
-допускал в объяснениях по темам здоровую дозу страха (боязнь высоты
предохраняет от действительной опасности);
- давал возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить
каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять
правильное решение);
-реагировал на особое детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно
испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?»).
5.3. Конфликты и ссоры между детьми. Одним из наиболее ярких проявлений
неблагоприятной атмосферы в группе являются частые споры и ссоры между детьми, порой
переходящие в драки. Драка — крайний способ решения конфликта, а точнее — неумение из
него выйти. Конфликт возникает тогда, когда удовлетворение желаний одного человека ведет к
невозможности удовлетворения желаний другого, притом обе стороны к этому стремятся.
Проблема рождается тогда, когда конфликт решается силовым способом в ущерб одной из
сторон или, что еще хуже, не устраняется, а продолжает нарастать.
Однако конфликты не следует считать абсолютным злом: они неизбежны, так как
невозможно всегда безошибочно знать, что думает, чего хочет или что чувствует другой
человек. Конфликт проясняет ситуацию: обе участвующие в нем стороны узнают о
существовании на первый взгляд несовместимых желаний. Таким образом, основная задача
педагога — научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их
силового решения.

При этом педагог может предложить детям следующую стратегию выхода из конфликта:
-как можно более точно сформулировать проблему, назвать причину конфликта;
-дать каждой из сторон возможность предложить свой способ решения конфликта,
воздерживаясь от комментариев;
-последовательно обсудить преимущества и недостатки каждого предложения
(предложения, неприемлемые для одной из сторон, отпадают);
-принять решение, против которого не возникает возражений (это не означает, что
стороны обязательно будут полностью удовлетворены им).
Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтных ситуаций,
для чего могут быть организованы соответствующие игры, беседы, драматизации. Их цель —
научить детей осознанно воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятным другим
людям образом. Педагогу следует стремиться к тому, чтобы дети были восприимчивы к
чувствам, желаниям и мнениям других людей, даже не совпадающим с их собственными.
(Например, у разных людей разное представление о том, что может быть интересным, скучным,
красивым, безобразным, обычным, странным, плохим, хорошим.)
Для этого могут быть применены активные игры, требующие согласованности действий
игроков («кошки-мышки», различные эстафеты), оказания взаимопомощи, приложения
коллективных усилий. Кроме того, педагог может организовывать различные проблемные
ситуации и вместе с детьми пытаться найти решения, иногда выступая в качестве посредника.
(Педагог предлагает лишь часть решения, а окончательный вариант выхода из ситуации дети
находят сами.) Иногда полезно в совместной деятельности специально поставить детей перед
необходимостью чем-то поделиться, соблюдать очередность (например, для изготовления
коллективного панно кисточек, ножниц, карандашей дается меньше, чем участников
деятельности).
Иными словами, не следует всеми силами стремиться предотвращать возможные
конфликты, относиться к ним как к чему-то только неприятному и обременительному. Любые
конфликтные ситуации (несколько детей одновременно хотят играть с одной игрушкой и никто
не хочет уступить) надо использовать для приобретения детьми опыта разрешения конфликтов.
Раздел 6
Ребенок на улице
Работа по разделу «Ребенок на улицах города» проводится через знакомство детей с правилами
поведения на улицах города. Детям объясняют необходимость соблюдения правил и
рассказывают об опасности, которая может возникнуть, если пренебрегать ими, что для этой
цели существуют правила дорожного движения. Ими регулируется поведение пешеходов и
водителей, объясняют, что дорожные знаки помогают и пешеходам, и водителям
ориентироваться на улицах города.
Ребят знакомят с основными дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими,

предписывающими, информационно-указательными) и светофором, рассказывают об их
назначении, учат ориентироваться на них при «движении» (в играх с макетом города, в игровых
ситуациях-загадках, в самостоятельной игровой деятельности с использованием велосипеда,
самоката, детского автомобиля).
6.1. Устройство проезжей части. Педагог знакомит детей с правилами поведения на
улицах, рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего предназначены
тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города.
Он беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают,
почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.
Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из
художественной литературы или известных мультипликационных фильмов. Например, можно
рассказать о том, как дети ранней весной играли на тротуаре в «классики», а пешеходам
приходилось их обходить по талому снегу и лужам. Так можно промочить ноги и простудиться.
Или можно привести другой случай о том, как однажды зимой дети катались на санках с горки,
а один мальчик выехал на проезжую часть. В это время проезжала машина и, не успев
затормозить, наехала на него. Мальчика увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень
больно. Может быть поучителен и третий пример: дети играли в мяч рядом с проселочной
дорогой, машин не было, и они вышли на середину дороги. Вдруг из-за поворота показался
грузовик, дети едва успели отбежать, а мяч попал под колеса и лопнул.
Педагог предлагает детям привести похожие примеры и разыграть ситуации правильного
и неправильного поведения на улице. Можно также предложить детям ситуации- загадки:
педагог описывает какую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в
процессе общего обсуждения. При этом педагогу не следует торопиться с собственной оценкой,
лучше, если он ненавязчиво направит обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы,
например: «А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда? »

6.2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. Педагог рассказывает детям,
как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра»,
светофор, «островок безопасности»). Он объясняет, что такое светофор, показывает его
изображение, знакомит с сигналами.
Младших детей следует учить различать и называть цвета светофора (красный, желтый,
зеленый), а также тому, что они обозначают. Педагог объясняет, что светофор устанавливается
на перекрестках, пешеходных переходах и в других местах оживленного транспортного
движения. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицы, не мешая друг другу и
не рискуя попасть под машину; а водителям сигналы светофоров помогают избегать
столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев.
Закреплять представления детей о предназначении светофора и его сигналах можно в
игровой форме, используя цветные картонные кружки, макет светофора, макет улицы с домами,
перекрестком, игрушечные автомобили, куклы- пешеходы.

6.3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов. Детей старшего дошкольного возраста
необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.

Их знакомят:
с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»);
с запрещающими («Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»);
с предписывающими («Движение прямо», «Движение направо»);
с информационно-указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход»,
«Подземный пешеходный переход»).
Объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью
макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами. Список дорожных знаков, с
которыми знакомят детей, может быть шире или уже — в зависимости от личного опыта детей,
места нахождения дошкольного учреждения. В летнее время занятия можно дополнить играми
на участке. Хорошо, если территория детского сада оборудована «автогородком» или
«площадкой ГАИ» — это способствует более эффективному усвоению информации, в том числе
в форме самостоятельной игровой деятельности, особенно с использованием колесного детского
транспорта.

6.4. Правила езды на велосипеде. Необходимо познакомить детей с правилами передвижения
на велосипеде: ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на
закрытых площадках и в других безопасных местах); маленькие дети должны кататься на
велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии
взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам,
могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.
Детям следует предложить рассмотреть различные ситуации, изображенные на
картинках, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями.
Полезно разыграть игровые сюжеты на тему «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде».

6.5. О работе ГИБДД. Педагог знакомит детей с работой Государственной инспекции
безопасности дорожного движения (ГИБДД): «Инспекторы ГИБДД стоят на постах,
патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением
на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила;
чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным».
Детям демонстрируются картинки с изображениями патрульной машины ГИБДД,
вертолета, постов ГИБДД. Целесообразно организовать игры на сюжеты, отражающие работу
ГИБДД (в зависимости от возраста дошкольников).

6.6. Регулировщик ДПС. Педагог рассказывает детям о работе регулировщиков,которые
следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофоров. Они подают жезлом (палочкой,
окрашенной в черно- белые полоски) команды, кому стоять, кому идти или ехать. Вечером
внутри жезла загорается лампочка, и он хорошо виден. Регулировщик поднимает правую руку с
жезлом вверх — это соответствует желтому сигналу светофора. Регулировщик стоит лицом или
спиной к движению — это соответствует красному сигналу. Повернулся боком — можно идти,
как на зеленый свет светофора. Л
Желательно показать детям настоящий жезл или его изображение на картинке, прочитать
соответствующие художественные произведения («Дядя Степа — милиционер»). Можно

организовать экскурсию к ближайшему перекрестку и вместе с детьми понаблюдать за работой
регулировщика.

6.7. Правила поведения в транспорте. Педагог знакомит детей с правилами поведения
в общественном транспорте. Объясняет, что:
-входить в автобус, трамвай, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить — через
переднюю;
-маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь; sмаленьким детям
без родителей нельзя ездить в транспорте; sразговаривать надо так, чтобы не мешать
другим; sнельзя стоять у дверей — это мешает входу и выходу пассажиров; sнельзя
высовываться и высовывать руки в открытые окна; sпринято уступать место пожилым
людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
Педагог проводит с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде
транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру
«Поедем на автобусе». Дети вместе с педагогом с помощью стульев, подушек, модулей
оборудуют салон автобуса (троллейбуса, трамвая) и обыгрывают различные ситуации,
распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляет остановки; контролер проверяет билеты;
пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо
обращаются друг у другу («Вы выходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти»),
уступают место маленьким детям и пожилым людям.
Возможны также следующие ситуации, которые можно разыграть с детьми: «Как
поступить, если ты с мамой вошел в автобус и увидел друга?»; «Ты с другом громко смеялся в
автобусе. Один из пассажиров сделал тебе замечание. Что ты сделаешь?»; «Ты с бабушкой
вошел в трамвай. Свободное место было только одно. Как ты поступишь?»

6.8. Если ребенок потерялся на улице. Детям необходимо объяснить, что в случае,
если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому
(например, к женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в сберкассе) и сказать
о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где
живут, номер телефона, свои имя и фамилию. Для того чтобы закрепить эти навыки, можно
привести различные жизненные ситуации, специально подобранные литературные сюжеты, в
которых действующими лицами являются дети, сказочные персонажи, животные (например «У
меня пропал щенок...»), разыграть тематические сценки (друг с другом, с игрушками, куклами).

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
раздела программы

Образовательная
деятельность (ОД)

ОД в ходе режимных
моментов

Самостоятельная
деятельность детей

Взаимодействие с
семьями
воспитанников

Игры

С/р игры

С/р игры

Праздники

Беседы
Беседы
Тренинги поведения Решение проблемных
Наблюдение
ситуаций
Реализация проектов Чтение х/л
Экспериментировани Рассматривание
е
Задания
Экскурсии
Ситуативный разговор
и др.
Целевые прогулки

Рассматривание
картин,
иллюстраций
Художественное
творчество
Речевое творчество
Д/игры
П/игры

Развлечения
Собрания
Круглый стол
Открытые просмотры
Наглядная
информация
и др.

Интегративная

Конструирование
Продуктивные виды
деятельности и др.

деятельность

2.3 Перспективное планирование НО Младшая группа
Реализация программы проходит через совместную деятельность педагога с
детьми и самостоятельную деятельность детей.
Средняя группа
Раздел
программы
Ребенок на улице

Темы НОД
«Я - ребенок. Мой образ жизни».
Цель: расширять и закреплять представления
детей об отличии организма ребенка от
взрослого человека.

Ребенок и другие
люди

Работа с
родителями

«О несовпадении приятной внешности и
добрых намерений».
Цель: Объяснить ребёнку, что приятная
внешность незнакомого человека не всегда
означает его добрые намерения. Рассмотреть и
обсудить типичные

Консультация
«Играем вместе с
ребенком».

Обмен опытом
«Вкусно, полезно,
доступно».

опасные ситуации возможных контактов с
незнакомыми людьми, научить правильно вести
себя в таких ситуациях
Ребенок и природа

«Насекомые».
Цель: Дать знания о правилах поведения при
встрече с разными насекомыми, формировать
представления о разнообразных насекомых.
«Лекарственные растения».
Цель: Познакомить детей с лекарственными
растениями, дать знания о простейших способах
использования некоторых лекарственных растений
для лечения.
«Обучение правилам поведения на воде».

Здоровье и
эмоциональное
Цель: Познакомить детей с правилами поведения
благополучие ребёнка
на воде и через игровые ситуации отработать их
применение.
Ребенок дома

«Электроприборы»
Цель: Помочь детям хорошо запомнить основные
группы пожароопасных предметов, которыми
нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям
элементарные знания о необходимости
безопасного обращения с огнём.
«Пожар»

Ребенок на улице

Цель: Познакомить с правилами пожарной
безопасности, учить осторожному обращению с
«Знай
огнем. и выполняй правила уличного
движения».
Цель: Закрепить с детьми правила уличного
движения; знать, что люди ходят по тротуару,
переходят улицу по переходу при разрешающем
сигнале светофора.
«Зачем нужны дорожные знаки»
Цель: Закрепить знания детей о правилах
поведения на улице; вспомнить известные
дорожные знаки.

Старшая группа
Раздел
программы
Ребенок на улице

Ребенок и другие
люди

Темы НОД
«Знакомство с транспортом».
Цель: Дать представления о транспорте
разного вида; закрепить правила
поведения на улице.
«Если чужой приходит в дом».
Цель: Научить детей правильно себя
вести в случае, если в дом приходит
незнакомец.

Папка передвижка
«Влияние
психологического
климата семьи на
здоровье
ребенка».

«Опасные ситуации контактов с незнакомыми
людьми».
Цель: Предостеречь детей от контактов
с незнакомыми людьми; способствовать
развитию осторожности,
осмотрительности в общении с незнакомыми.

Консультация
« Куда пойти в
выходной с
ребенком»

Ребенок и

«Съедобные ягоды и ядовитые

природа

растения»
Цель: Познакомить детей со съедобными
ягодами и ядовитыми растениями. Научить
различать их и правильно называть.

Здоровье и
эмоциональное
благополучие
ребёнка

Работа с родителями

«Поездка к морю».
Цель: Закрепить представления детей о
том, как вести себя на воде (в море);
учить оказывать элементарную помощь
пострадавшим.
«Микробы и вирусы»
Цель: Научить детей заботиться о своём
здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред
здоровью. Дать детям элементарные
представления об инфекционных болезнях и их
возбудителях. Воспитывать привычку в
соблюдении правил личной гигиены. «Витамины
и полезные продукты». Цель: Рассказать детям
о пользе витаминов и их значении для здоровья
человека. Объяснить детям, как витамины влияют
на организм человека.

Ребенок дома

«Огонь - судья беспечности людей». Цель: Познакомить
детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей
элементарные знания о безопасности шалостей с огнем.

Ребенок на улице

«Улица города».
Цель: Закрепить у детей знания правил дорожного
движения; познакомить детей со знаками; расширить знания
о правилах поведения детей на улице.

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).
Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и представления,
которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по
формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.

Фамилия, имя ребенка
Критерии

Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и
правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё
здоровье (т.е результаты проведенной работы).
Итоги знаний детей младшего дошкольного возраста
Имеет
Имеет
Имеет
Имеет
Имеет
элемент элемент элемент элемент Имеет
элемент
Имеет
арн
арн
арн
элемент арн
элемент арн
ые
ые
ые
ые
ые
арн
арн
представл представл представл представл ые
представл
ые
представл е ния об е ния об е ния об е ния об представл е ния о
сохране
е ния об опасности опасности опасности улице и е ния о
опасности бытовых общения с общения с основных транспо нии
своего
бытовых приборов животным насекомы правилах рте,
и
ми
поведения об
здоровья
предметов
на ней
основных
(колющие,
правилах
режущие
поведения
и
)
на дороге
др.

Имеет
элементар
н
ые
представл
е ния о
правилах
поведения
с
близкими
людьми

Критерии

Фамилия, имя ребенка

Итоги знаний детей старшего дошкольного возраста
Имеет
элементар
н
ые
представле
ния об
опасности
бытовых
предметов
(колющие,
режущие и
др.)

Имеет
элементар
н
ые
представле
ния об
опасности
бытовых
приборов

Имеет
элементар
н
ые
представле
ния об
опасности
общения с
животными

Имеет
элементар
н
ые
представле
ния об
опасности
общения с
насекомым
и

Имеет Имеет
Имеет Имеет
элементар элементар элементар элементарн
н
н
н
ые
ые
ые
ые
представле
представле представле представле ния о
ния об ния о
ния о
правилах
улице и
транспорт сохранени поведения с
основных
е,
и
близкими
правилах об
своего людьми
поведения основных
здоровья
на ней правилах
поведения
на дороге

2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников
Эффективность данной программы в большей степени зависит от положительного примера
взрослых. Педагогам следует не только учитывать это в собственном поведении, но и уделять
значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя
требовать от ребенка выполнения какого- либо правила поведения, если они сами не всегда ему
следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если
родители сами этого не делают.) Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное
взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и
дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей,
повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с
которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркиваем ту моральную
ответственность, которая лежит на взрослых. Основной упор в работе с родителями уделяем тому,
чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям
дорожной дисциплины, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего у
взрослых. Индивидуальные и групповые консультации для родителей проводятся по самым
разным вопросам: какие книги читать детям, как проводить дома работу с ребенком по
безопасному поведению на улице, какие настольные игры купить ребенку. На собраниях
обсуждаем вопросы, касающиеся формирования у детей навыков безопасного поведения на
дорогах.
Возможны следующие направления работы педагогов с родителями:

28

✓ организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о
совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
✓ ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания,
открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);
✓ организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их
профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника и т.д.);
✓ ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие
мероприятия, информация в «уголках родителей»).
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Создание развивающей среды, отвечающей возможностям и потребностям ребенка способствует
развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, от чего в первую очередь
зависит эффективность решения задач по формированию у детей знаний о правилах безопасного
поведения и здорового образа жизни, воспитанию ценностного отношения к себе и окружающему
миру.

Содержание предметно-развивающей среды

1. Серии плакатов и сюжетных картинок к программе «Основы безопасности детей дошкольного
возраста»
2. Серия фильмов «Смешарики» по темам программы.

III. Организационный раздел
Презентации по темам программы.
Дидактические игры по темам программы: настольно-печатные игры по ПДД, по воспитанию ЗОЖ
(«Осторожно, дорога!», «Незнайка на улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);
5. Набор «Дорожные знаки», модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр
по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц.
6. Предметные и сюжетные игрушки;
7. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

3.
4.

3.2.

Материально- техническое обеспечение

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность». Рабочие тетради №№ 1, 2. - Спб.: «ДетствоПресс», 2002.
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - Спб.: «Детство- Пресс», 2009.
3. «Дорожная азбука юного пешехода». Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных
учреждений по обучению детей основам безопасного поведения на улице. -Калининград, 1995.

1.

29

«Как обеспечить безопасность дошкольников». Конспекты занятий по основам безопасности детей
дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. / К.Ю.Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.:
Просвещение, 1998.
5. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» / Сост. Н.А. Извекова. А.Ф.
Медведева и др.; Под. Ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2005

4.

30

31

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».