Приложение 1.Учебный план В МКДОУ применяется комплексно-тематический подход к организации образовательного процесса. Он подразумевает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы. В качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции. При этом, что немаловажно, реализация комплекснотематического принципа тесно взаимосвязана с интеграцией образовательных областей и с интеграцией детских деятельностей. Образовательный процесс в МКДОУ организован в форме тематических недель, в которых комплекс различных детских деятельностей объединен вокруг единой темы. Именно через различные виды детской деятельности педагоги реализуют содержание всех пяти образовательных областей. В течение каждой тематической недели педагог проектирует и организует свою деятельность по четырем блокам: I блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей в процессе специально организованных занятий. Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» проводятся занятия по направлениям: «Ребенок и мир природы» (в интеграции с образовательными областями «Социальнокоммуникативное развитие» и «Речевое развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие»), «Ребенок и социальный мир» (в интеграции с образовательными областями «Социальнокоммуникативное развитие» и «Речевое развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие»), «Развитие элементарных математических представлений» (в интеграции с образовательными областями «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»), «Конструирование: техническое конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей» (в интеграции с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»). Для реализации образовательной области «Речевое развитие» (в интеграции со всеми образовательными областями) в нашем тематическом планировании предлагаются занятия по направлениям: «Развитие речи», «Воспитание любви и интереса к художественному слову». Для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (в интеграции со всеми образовательными областями) предлагаются занятия по направлениям: «Музыка», «Рисование», «Лепка», «Аппликация», «Конструирование (творческое конструирование из природного и бросового материалов, из бумаги)». Для реализации образовательной области «Физическое развитие» в МКДОУ проводятся занятия по физкультуре, физкультурные праздники, досуги, соревнования, в занятия по реализации иных образовательных областей включаются динамические паузы. II блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей вне занятий, в разных формах совместной деятельности педагога и детей. Среди различных форм совместной деятельности взрослых и детей мы используем игру (сюжетную, дидактическую, с правилами), ситуацию (решение ситуативных задач), проектную деятельность, мастерскую, коллекционирование, чтение педагогом и восприятие детьми художественной и познавательной литературы, экспериментирование и исследование, беседы, викторины и конкурсы, наблюдения, экскурсии, работу в книжном уголке. III блок. Самостоятельная деятельность детей в режиме дня. IV блок. Взаимодействие с семьями детей – образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей в процессе сотрудничества дошкольной организации с семьей. Как правило, первое знакомство детей с темой недели происходит при освоении образовательной области «Познавательное развитие» (в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»), на занятии «Ребенок и окружающий мир». С темой недели связана специально организованная детская деятельность – коммуникативная, игровая, продуктивная, трудовая, музыкальная, поисковоэкспериментальная, конструктивная, восприятие художественной литературы, двигательная активность, – через которую реализуются все образовательные области. Эти виды детской деятельности осуществляются как в форме специально организованных занятий – по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, конструированию, лепке, рисованию, аппликации, музыке и физкультуре (I блок), – так и в различных формах совместной деятельности педагогов и детей вне занятий: игре (сюжетной, дидактической, с правилами), педагогической ситуации, мастерской, коллекционировании, чтении художественной литературы, экспериментировании и исследовании, наблюдениях, экскурсиях, беседах, викторинах и конкурсах (II блок). Для специально организованных занятий мы предлагаем три группы целей: обучающие, воспитательные и развивающие. К каждой группе целей мы формируем сначала общие цели в соответствии со Стандартом дошкольного образования), а затем дополняем их целями дидактическими, связанными со спецификой и содержанием данного занятия. Блок самостоятельной деятельности детей (III блок) представлен через перечень мероприятий, которые должен провести воспитатель по организации развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, организация всего помещения группы, размещение атрибутов для сюжетно-ролевых игр детей). Представлены также краткие рекомендации воспитателю по организации детской игры. Взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями детей по реализации Программы (IV блок) осуществляется посредством кратких рекомендаций для родителей, советов по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям. Рассматривая разные направления организации образовательного процесса, мы реализуем одно из важных положений Стандарта дошкольного образования: «Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации»1. Именно учет указанных четырех направлений позволяет осуществлять непрерывный образовательный процесс, охватывая все виды активности ребенка и делая его активным участником образовательного процесса. В Учебном плане мы представляем названия тематических недель для всех возрастных групп детского сада. 1 Пункт 2.5 ФГОС дошкольного образования Младшая группа (дети в возрасте от 3 до 4 лет) Неделя Месяц 1-ая неделя 2-ая неделя 3-я неделя 4-ая неделя До свиданья, лето. Здравствуй детский сад! Путешествие в страну Светофорию Я и моя семья Мой дом, мой город Одежда, свойства разных материалов Что такое хорошо и что такое плохо? Золотая осень Золотая осень Ноябрь Игрушки в нашей комнате Встреча в дагестанской сакле Человек среди людей. Мы такие разные О тех, кто живет рядом с нами (домашние животные) Декабрь Январь Азбука безопасности Предметы домашнего обихода Что из чего и для чего Здравствуй, зимушка- Зима Я здоровье берегу Новогодний праздник Что за прелесть – эти сказки! Февраль Труд взрослых детского сада Маленькие исследователи Неделя детской книги Мой папа лучше всех Март Моя мама лучше всех Прогулка по весеннему лесу Праздник народной игрушки В гостях у сказки (международный день театра) Мы – космонавты! Праздник воды и земли Праздник весны и труда Кто живет в воде Краски лета Сентябрь Октябрь Апрель Всемирный день здоровья Пожарная безопасность Май Уроки доброты Июнь Здравствуй, лето! Безопасное лето! Лето в моем крае Неделя искусств Июль Неделя путешествий Неделя развлечений Неделя юных исследователей День добрых дел Август Будьте здоровы! По страницам летних дней Знания – сила! Мы живём в России Средняя группа (дети в возрасте от 4 до 5 лет) Неделя Месяц 1-ая неделя 2-ая неделя Сентябрь До свиданья, лето. Здравствуй детский сад! Я и моя семья Октябрь Автомобили бывают разные Азбука вежливости Ноябрь Декабрь День народного единства Мебель Февраль Март Апрель 4-ая неделя Мой дом, мой город Традиционный костюм народов Дагестана Золотая осень Золотая осень Наши добрые дела Дикие и домашние животные Встреча в дагестанской сакле Зима в природе Что из чего и для чего-Наши предметы - помощники дома. Январь 3-я неделя Чем пахнут ремесла Маленькие исследователи Такие разные мамы Весна – красна Всемирный день здоровья Путешествие в Галактику (День Космонавтики) Юный пожарный (Неделя Пожарной безопасности) Животные и птицы зимой Я здоровье берегу Международный день родного языка Народная культура и традиции народов Дагестана Новогодний праздник Книга – мой лучший друг Папы, дедушки – солдаты Международный день театра Праздник воды и земли Народная культура и традиции России Мир моря Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья Май День Победы Июнь Здравствуй, лето! Безопасное лето! Лето в моем крае Неделя искусств Июль Неделя путешествий Неделя развлечений Неделя юных исследователей День добрых дел Август Будьте здоровы! По страницам летних дней Знания – сила! Мы живём в России Старшая группа (дети в возрасте от 5 до 6 лет) Неделя Месяц 1-ая неделя Сентябрь День Знаний Октябрь Автомобили бывают разные Ноябрь День народного единства Мир прошлого, настоящего и будущего Декабрь Январь Февраль Март Апрель 2-ая неделя 3-я неделя 4-ая неделя Мой город, моя республика Традиционный костюм народов Дагестана Азбука вежливости Золотая осень Золотая осень Встреча в дагестанской сакле Неделя толерантности Перелетные и зимующие птицы Зима Зима Новогодний праздник Что из чего и для чего Я здоровье берегу Международный день родного языка Народная культура и традиции народов Дагестана Книга – мой лучший друг Моя семья Все работы хороши Маленькие исследователи Мамы всякие нужны, мамы всякие важны Всемирный день здоровья Весна – красна Покорители космоса Праздник воды и земли Армия России Международный день театра Народная культура и традиции России Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья Май День Победы Неделя пожарной безопасности и ЧС Обитатели морского дна Июнь Здравствуй, лето! Безопасное лето! Лето в моем крае Неделя искусств Июль Неделя путешествий Неделя развлечений Неделя юных исследователей День добрых дел Август Будьте здоровы! По страницам летних дней Знания – сила! Мы живём в России Подготовительная группа (дети в возрасте от 6 до 7 лет) Неделя Месяц Сентябрь 1-ая неделя 2-ая неделя 3-я неделя 4-ая неделя День Знаний По дороге безопасности Моя семья Мой город, моя республика Национальные костюмы Азбука вежливости Золотая осень Золотая осень Ноябрь День народного единства Они прославили Дагестан Мои права и обязанности Моя планета День Матери Декабрь Мир прошлого, настоящего и будущего Зима Зима Новогодний праздник Что из чего и для чего Я здоровье берегу День памяти Пушкина Волшебная строка Октябрь Январь Февраль Март Апрель Май Все работы хороши Маленькие исследователи Мамы всякие нужны, мамы всякие важны Всемирный день здоровья Весна – красна День Победы Покорители космоса Неделя пожарной безопасности и ЧС Международный день родного языка Народная культура и традиции народов Дагестана Праздник воды и земли Обитатели морского дна Армия России Международный день театра Народная культура и традиции России До свиданья, детский сад! Здравствуй, школа! 2. Календарный учебный график Календарный учебный график является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в 2023-2024 учебном году в МКДОУ «Крайновский детский сад». Календарный учебный график разработан в соответствии со следующими нормативными документами: ‒ Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 9 статьи 2); ‒ Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования» ‒ СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; ‒ Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155); Уставом МКДОУ «Крайновский детский сад». ‒ Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Содержание календарного учебного графика включает в себя следующие сведения: режим работы МКДОУ; продолжительность учебного года; количество недель в учебном году; сроки проведения мониторинга; формы организации образовательного процесса в течение недели с учетом максимальной допустимой нагрузки в организованных формах обучения. Режим работы МКДОУ: 10,5-часовой (с 7.00 – 17.30), рабочая неделя состоит из 5 дней, суббота и воскресенье – выходные дни. Продолжительность учебного года составляет 36 недель (1 и 2 полугодия) без учета каникулярного времени. 1. Режим работы учреждения Продолжительность учебной недели 5 дней (с понедельника по пятницу) Время работы возрастных групп с 7.00 до 17.30 часов Нерабочие дни Суббота, воскресенье и праздничные дни 2. Мероприятия, проводимые в рамках образовательного процесса 3.1 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Наименование Сроки Количество дней Педагогическая диагностика, Первая половина октября 2 недели первичный мониторинг Итоговый мониторинг Вторая половина мая 2 недели Формы организации образовательного процесса в течение недели. Младшая группа (дети от 3 до 4 лет) Формы организации обр. процесса Образовательная область, направление Познавательное развитие (РЭМП, ознакомление с окружающим миром (ОМ), Речевое развитие (развитие речи (РР), подготовка к обучению Занятие (на любом грамоте (Г), восприятие занятии решаются художественной литературы и задачи социальнофольклора (ХЛ) коммуникативного Художественно-эстетическое развития детей) развитие (рисование (Р), лепка (Л), аппликация (А), художественный труд (ХТ), музыка (М) Физическое развитие (физкультура (Ф), (физкультура на воздухе (Фв) Беседа, загадка, разговор Мастерская Чтение художественной и познавательной литературы Экспериментирование и наблюдение Игра Решение ситуативных задач Работа в книжном уголке Конструирование Другие формы: Количество Понедельник 2 ОМ День недели Вторник Среда РР / ХЛ 4 М Ф + Р М Фв + + + + + + + + + Пятница РЭМП 1 3 Четверг + + + + + Л/А Ф + + + + + + + + + + + Общее количество занятий в неделю в группах общеразвивающей направленности 10, по 2 занятия в день. Занятия проводятся в первую половину дня. Длительность занятий – 15 минут Формы организации образовательного процесса в течение недели. Средняя группа (дети от 4 до 5 лет) Формы организации обр. процесса Образовательная область, направление Познавательное развитие (РЭМП, ознакомление с окружающим миром (ОМ)) Речевое развитие (развитие речи (РР), подготовка к обучению грамоте (Г), Занятие (на любом восприятие художественной занятии решаются литературы и фольклора (ХЛ) задачи социальнокоммуникативного Художественно-эстетическое развития детей) развитие (рисование (Р), лепка (Л), аппликация (А), художественный труд (ХТ), музыка (М) Физическое развитие (физкультура (Ф), (физкультура на воздухе (Фв) Беседа, загадка, разговор Мастерская Чтение художественной и познавательной литературы Экспериментирование и наблюдение Игра Решение ситуативных задач Конструирование Работа в книжном уголке Другие формы: Количество Понедельник 2 ОМ День недели Вторник Среда РР 4 М Ф + + + + Пятница РЭМП 1 3 Четверг Р М Фв + + + + + + + + + + + Л/А Ф + + + + + + + + + + + Общее количество занятий в неделю в группах общеразвивающей направленности 10, по 2 занятия в день. Занятия проводятся в первую половину дня. Длительность занятий – до 20 минут Формы организации образовательного процесса в течение недели. Старшая группа (дети от 5 до 6 л Формы организации обр. процесса Образовательная область, направление Познавательное развитие (РЭМП, ознакомление с окружающим миром (ОМ)) Речевое развитие (развитие речи (РР), подготовка к обучению грамоте (Г), Занятие (на любом восприятие художественной занятии решаются литературы и фольклора (ХЛ) задачи социальнокоммуникативного Художественно-эстетическое развития детей) развитие (рисование (Р), лепка (Л), аппликация (А), художественный труд (ХТ), музыка (М) Физическое развитие (физкультура (Ф), (физкультура на воздухе (Фв) Беседа, загадка, разговор Мастерская Коллекционирование Чтение художественной и познавательной литературы Реализация проектов Экспериментирование и наблюдение Игра Конкурсы, викторины, досуги Решение ситуативных задач Конструирование Работа в книжном уголке Другие формы: Количество Понедельник 3 ОМ 2 День недели Вторник Среда РЭМП РР 5 Р 3 Ф + М ОМ Р М Ф + + + + + + + + + + + Пятница Г + + + Четверг Л/А Ф + + + + + + + + + + + + + + + + + Общее количество занятий в неделю в группах общеразвивающей направленности 13 по 2-3 занятия в день. Большинство занятий проводятся в первую половину дня, после дневного сна могут организовываться занятия по художественно-эстетической направленности, связанные с продуктивными видами деятельности. Длительность занятий – до 25 минут Формы организации образовательного процесса в течение недели. Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет) Формы организации обр. процесса Занятие (на любом занятии решаются задачи социальнокоммуникативного развития детей) Образовательная область, направление Познавательное развитие (РЭМП, ознакомление с окружающим миром (ОМ) Речевое развитие (развитие речи (РР), подготовка к обучению грамоте (Г), восприятие художественной литературы и фольклора (ХЛ) Художественно-эстетическое развитие (рисование (Р), лепка (Л), аппликация (А), художественный труд (ХТ), музыка (М) Физическое развитие (физкультура (Ф), (физкультура на воздухе (Фв) Беседа, загадка, разговор Мастерская Коллекционирование Чтение художественной и познавательной литературы Реализация проектов Экспериментирование и наблюдение Игра Конкурсы, викторины, досуги Решение ситуативных задач Конструирование Работа в книжном уголке Другие формы: Количество Понедельник 4 ОМ 2 5 Р 3 Ф + День недели Вторник Среда РЭМП ОМ РР Г М Р + + + + + + + + + + + Пятница РЭМП М Ф + + + Четверг Л/А Ф + + + + + + + + + + + + + + + + + Общее количество занятий в неделю в группах общеразвивающей направленности 14, по 3 занятия в день. Большинство занятий проводятся в первую половину дня, после дневного сна могут организовываться занятия по художественно-эстетической направленности, связанные с продуктивными видами деятельности. Длительность занятий – до 30 минут